Кто такие «призраки пера»

а также заказать аннотациюзаказать рецензию, или начать печать.

Когда покупают новую книгу, обращают внимание на имя автора, ее написавшего. Понравившееся произведение откладывается в памяти не только по названию, но и по фамилии или творческому псевдониму человека.

Но всегда ли авторство, официально указанное на обложке книги, соответствует действительности? Реальность такова, что это далеко не так. Часто за именем на обложке стоит совсем другой человек или даже целая группа авторов. Людей, пишущих книги для других, называют «призраками пера» («ghost writer») или «литературными рабами». Условно их можно разделить на несколько групп:

ПРИЗРАКИ-ОДНОСТРОЧНИКИ

Названия фирм или знаменитых брендов, различные слоганы, которые у всех на слуху, кто-то сочинил. Но имен авторов никто не знает, кроме тех, кто непосредственно занимался разработкой рекламы. Они получают определенные суммы за короткие тексты, будь то надписи на открытках или под каким-либо изображением. Эти люди талантливы, но остаются неизвестными широкой публике.

АФРОЛИТЕРАТОРЫ

В интернете появилось множество сайтов, предлагающих свои услуги по написанию курсовых, дипломных и других работ. За горе-студентов напишут контрольные другие люди, продающие свой интеллектуальный труд. Иногда он хорошо оплачивается, поэтому дипломные работы, подписанные другим именем, не смущают автора. Он просто зарабатывает на чужой лени.

ПРИЗРАКИ-КОПИРАЙТЕРЫ

Владельцы огромного количества сайтов предпочитают обращаться к копирайтерам за наполнением контентом их страниц. Продающие тексты пишут люди, получающие деньги (иногда просто мизерные) за свой труд и не претендующие на авторство.

PR-МЕНЕДЖЕРЫ

Под гордым названием PR-менеджера стоит человек, который пишет речи известным людям или политикам. За них он составляет письма, ведет блоги, разрабатывает ответы для вопросов интервью. Получает такой человек неплохо, но также лишен авторства.

ПРИЗРАКИ-ПИСАТЕЛИ

Иногда под именем раскрученного автора трудится целая команда писателей. Им доверяется канва произведения, а они наполняют ее содержанием. Редко имена соавторов печатают на обложке, иногда их называют литературными редакторами, а чаще не упоминают совсем. Существуют другие типы призраков-писателей. Знаменитый человек надиктовывает текст, а писатель его обрабатывает, набирает в печатном виде и публикует не под своим именем. Автором указывается тот, кто диктовал.

ПРИЗРАКИ-ПЕРЕВОДЧИКИ

Новостные сайты постоянно публикуют новости, переведенные с иностранных ресурсов. Под ними никогда не указывают фамилии тех, кто занимается переводами. Оплачиваемая профессия переводчика тоже не приносит известности.

ПРИЗРАКИ-ОБЪЕМНИКИ

Существуют литературные труды больших объемов: справочники, различные словари и энциклопедии. Статьи, которые пишутся в них, приводятся в единый стиль. Этим занимаются люди, авторство которых тоже нигде не указывается.

ПРИЗРАКИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

На телевидении тоже есть писатели, которые разрабатывают сценарии различных шоу и передач. Имена их не известны широкой публике.

Как люди становятся призраками пера?

Существует несколько вариантов попадания в литературное рабство. Молодые люди, только что получившие филологическое образование, в силу своей неопытности попадают в издательства и делают то, что им велят старшие коллеги. Другие искренне желают стать хорошими писателями. Они пытаются пробиться со своими произведениями, но получают не раз отказ от издательств. Затем им предлагают подхалтурить, и результат тот же – призрак пера вместо именитого писателя. А некоторые сознательно идут в литературное рабство с целью заработать хоть какие-то деньги.

Некоторые факты

Писатели разных эпох пользовались трудами призраков пера. Вот некоторые из них:

  • А. Дюма-старший работал вместе с драматургом О. Маке. Что там между ними произошло, никто не знает. Но Огюст Маке подал в суд иск, в котором добивался признания соавторства. Этот факт нашел воплощение в фильме «Другой Дюма».
  • Фрэнк Ричардс. Британский поэт Роберт Грейвс помогал автору в написании военных мемуаров, которые известны во всем мире.
  • Морис МакЛафлин. Знаменитый теннисист издал учебник, который помог ему написать Льюис Синклер. Позднее сам Синклер смог добиться успеха и получил Нобелевскую премию.
  • Том Клэнси. Раймонд Бенсон писал для специалиста по холодной войне Тома Клэнси. Позже Раймонд Бенсон станет известен благодаря своим романам о легендарном Джеймсе Бонде.
  • Владимир Успенский не скрывает факта, что делал литературные записи мемуаров военных людей. Он сам по образованию военный историк и писатель, поэтому использовал в своих книгах устные рассказы и документы, полученные от других людей.
  • Марина Серова (автор детективных романов) – несуществующее лицо. Это псевдоним группы авторов из Саратова, которые просто придумали биографию и интервью и поставили на конвейер детективное чтиво.
  • Андрей Мальгин, известный журналист, считает, что большинство книг Виктора Доценко создано бывшим директором издательства Георгием Анджапаридзе.

Призраки пера: за и против

Распространившееся название «литературные рабы» не совсем подходит теневым писателям. Ведь они получают деньги за свой труд и в любой момент могут бросить работу, если она им надоест в какой-то момент. Иногда случается, что копирайтер издает книгу под своим именем, она покупается.

Призраки пера свободны от рутины. Они могут писать свои тексты тогда, когда им хочется, если не связаны официальными обязательствами с работодателями.

За время работы «призраками» писатели приобретают необходимый опыт, чтобы пуститься в свободное плавание, и становятся уверенными в своем творчестве.

Есть один большой минус – писатель остается в тени и часто лишается гонораров, которые заслуживает. Но изменить ситуацию он может однажды, если этого сам захочет. Примером тому служат многие известные писатели: Куприн, Ильф и Петров и другие.